Встав Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин. И вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между жёнами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моём. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. (Лк 1, 39-45)
Великое изумление
Евангелие этого воскресенья Адвента акцентирует внимание на фигуре Марии. Мы видим Ее в тот момент, когда, сразу после того как Она в вере зачала Сына Божьего, отправляется в долгое путешествие из Назарета в Галилее к горам Иудеи, чтобы навестить и помочь Елизавете. Ангел Гавриил сообщил Ей, что Ее пожилая родственница, не имевшая детей, находится на шестом месяце беременности (см. Лк 1, 26.36). Поэтому Мария, носящая в Себе еще больший дар и тайну, отправляется к Елизавете и остается у нее три месяца. Встреча этих двух женщин — представьте себе: одна пожилая, другая молодая — начинается с того, что первая приветствует. Евангелие говорит: «Вошла в дом Захарии и приветствовала Елизавету» (Лк 1,40). После этого приветствия Елизавета ощущает себя охваченной великим изумлением — не забывайте это слово: изумление. Елизавета испытывает изумление, что выражается в ее словах: «Откуда мне это, что Мать моего Господа пришла ко мне?» (Лк 1, 43). Эти две женщины — пожилая и молодая, обе беременные — обнимаются, целуются, радуются.
«Места» изумления
Чтобы плодотворно отпраздновать Рождество, мы призваны сосредоточиться на «местах» изумления. И какими же являются эти места изумления в повседневной жизни? Их три.
Первое место — это другой человек, в котором мы призваны распознавать брата, поскольку с того момента, как произошло Рождество Иисуса, на каждом лице запечатлены черты Сына Божьего. Особенно это касается лица бедного, потому что Бог вошел в мир как бедный и позволил прежде всего бедным приблизиться к Себе.
Второе место изумления — это история. Часто мы думаем, что понимаем ее правильно, но на самом деле рискуем читать ее в обратном направлении. Так бывает, например, когда нам кажется, что история определяется рыночной экономикой, финансами и делами, когда ей управляют могущественные люди. Однако Бог Рождества — это Бог, который «переворачивает всё». Он любит это делать! Как поет Мария в «Великолепии» (Magnificat), Господь низлагает сильных с их престолов и возносит смиренных, наполняет добром алчущих и отпускает богатых ни с чем (см. Лк 1, 52–53). Это изумление истории.
Третье место изумления — это Церковь. Смотреть на Церковь с изумлением веры означает не ограничиваться восприятием ее как религиозной институции, хотя она ею является, а воспринимать ее как Мать, которая, несмотря на свои недостатки и морщины — а их у нас много! — всё же оставляет видимыми черты Невесты, возлюбленной и очищенной Христом. Это Церковь, которая узнаёт многие знаки верной любви, которую Бог ей постоянно посылает. Церковь, для которой Господь Иисус никогда не станет собственностью, которую нужно ревностно защищать — те, кто так поступает, ошибаются, — но всегда Тем, кто приходит к ней навстречу и Кого она умеет ожидать с доверием и радостью, озвучивая надежду мира. Это Церковь, которая взывает к Господу: «Приди, Господи Иисус!» Церковь-мать, которая всегда держит двери настежь открытыми и протянутые руки, чтобы принять всех. Более того, Церковь-мать, которая выходит из своих дверей, чтобы с улыбкой матери искать всех отдаленных и привести их к Божьей милости. Это изумление Рождества!
Пусть Мария поможет нам ощутить изумление
На Рождество Бог дарит нам всего Себя, отдавая Своего Единственного Сына, Который есть вся Его радость. И только с сердцем Марии, смиренной и бедной дочери Сиона, ставшей Матерью Сына Всевышнего, можно ликовать и радоваться великому дару Бога и Его непредсказуемому сюрпризу. Пусть Мария поможет нам ощутить изумление — эти три изумления: другим человеком, историей и Церковью — от рождения Иисуса, дара из даров, незаслуженного подарка, который приносит нам спасение. Встреча с Иисусом позволит и нам почувствовать это великое изумление. Но мы не можем ощутить это изумление, не можем встретить Иисуса, если не встречаем Его в других, в истории и в Церкви.
/ Франциск /
---
Comments