В то время: Пришли к Иисусу некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его: Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрёт брат, имевший жену, и умрёт бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему. Было семь братьев. Первый, взяв жену, умер бездетным. Взял ту жену второй, и тот умер бездетным. Взял её третий, также и все семеро; и умерли, не оставив детей. После всех умерла и жена. Итак, в воскресение, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели её женою. Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мёртвых ни женятся, ни замуж не выходят. И умереть уже не могут; ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. А что мёртвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мёртвых, но живых. Ибо у Него все живы. (Лк 20, 27-38)
О воскресении мертвых
Сегодняшний отрывок из Евангелия предлагает нам чудесное учение Иисуса о воскресении мертвых. К Иисусу обращаются несколько саддукеев - они не верили в воскресение, а потому провоцируют Его каверзным вопросом - чьей женой будет после воскресения женщина, имевшая семерых мужей, и они были братьями и умерли один за другим? Иисус не попадает в ловушку и отвечает, что воскресшие в потустороннем мире «ни женятся, ни замуж не выходят. И умереть уже не могут; ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения». Так отвечает Иисус.
Они равны Ангелам и суть сыны Божии
Этим ответом Иисус прежде всего предлагает своим собеседникам - и нам тоже - подумать, что это земное измерение, в котором мы сейчас живем, не является единственным измерением, но есть и другое, уже не подверженное смерти, в котором будет полностью проявлено, что мы дети Божии. Великое утешение и надежду дает слышать это простое и ясное слово Иисуса о жизни после смерти; мы так нуждаемся в этом, особенно в наше время, столь богатое знаниями о вселенной, но столь бедное мудростью о вечной жизни.
Наше воскресение укоренено в верности Бога
Эта ясная уверенность Иисуса в воскресении полностью основана на верности Бога, Который есть Бог жизни. На самом деле за вопросом саддукеев стоит более глубокий вопрос: не только о том, чьей будет жена вдова семи мужей, но и о том, какой будет ее жизнь. Это вопрос сомнения, которое касается человека всех времен и нас тоже: после этого земного паломничества что станет с нашей жизнью? Будет ли она принадлежать небытию, смерти?
Жизнь существует там, где есть связь, общение, братство
Иисус отвечает, что жизнь принадлежит Богу, который любит нас и настолько заботится о нас, что даже связывает Свое Имя с нашим: он «Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова. Бог же не есть Бог мёртвых, но живых». Жизнь существует там, где есть связь, общение, братство; и это жизнь сильнее смерти, когда она построена на истинных отношениях и узах верности. Наоборот, нет жизни там, где притворяются, что принадлежат только самим себе и живут обособленно, как острова: в этих установках преобладает смерть. Это эгоизм. Если я живу для себя, я сею смерть в своем сердце.
Да поможет нам Богородица жить каждый день в перспективе того, что мы утверждаем в заключительной части Символа веры: «Ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Ожидание будущей жизни.
/ Франциск, 10.11.2019 /
---
Помолимся об усопших!
Дух Святой, Боже, Отец убогих, смилуйся над душами усопших верных! Да будет благословенно навеки Твое прощение, Господи, и Твое очищающее милосердие. Боже, наш слабый разум не вмещает безграничной щедрости Твоих наград справедливости Твоего суда, милосердия в отпущении грехов.
По великой милости Своей, ради Драгоценнейшей Крови Сына Твоего и заслуг всех святых, отпусти всемилостиво прегрешения умерших верных Твоих. Чрез святых Ангелов Своих соблаговоли привести их к вечной радости созерцания Твоего Лика. Через Христа Господа нашего.
Аминь.
Σχόλια